papa_gen (papa_gen ) wrote,

Про "чухонское" масло


Елена Ивановна Молоховец

Люди очень часто некритически читают источники. От этого появляются всякие мифы. Что такое критика источника? Это совсем не недоверие к нему, а попытка в первую очередь понять контекст его возникновения и бытования. Источник сообщает читателю очень многое, важно понять, как он именует те или иные феномены. Ведь термины, т.е. названия феноменов, могут со временем и местом меняться, а это важно не только для правильного понимания источника, но и для того, чтобы на его основе не появлялись фантасмагории.

Вот человек написал мне про некое "чухонское" масло, пояснив, что взял это из некоей поваренной книги. Я прекрасно знаю, из какой книги он это взял - из книги Молоховец, ибо только в книге, рожденной в Петербурге, мог родится этот термин - чухонское масло, более нигде.

Кто такие чухонцы? Это - финны, а равно финно-угорские жители Ижорской земли. Более чухны нигде нету.



Что такое "чухонское" масло - это нетопленое сливочное масло. Такое масло без заморозки или посола очень быстро прогоркает. Морозить масло можно было только зимой. Это очевидно. Но вот соленое масло уже на для всего годится. Для бутерброда с вареньем или для крема какого изысканного соленое масло никак не подойдет. Т.е. такое масло должно быть произведено недалеко от места потребления.

Где было ближайшее к СПб место производства несоленого нетопленого сливочного масла? Правильно, в ближайших пригородах Петербурга, где и жили чухонские молочные бабы, что возили плоды своих трудов на рынки столицы. Потому и несоленое нетопленое сливочное масло называлось в Питере "чухонским". А вот соленое нетопленое сливочное масло, что шло уже для бутербродов с той же икрою, называлось "новгородским". Называлось оно так не потому, что делалось в Новгороде. Делалось-то оно как раз в Тверской и Смоленской губерниях, но везлось в Питер через Старую Руссу (Скотопригоньевск) и Новгород.


Река Малашка в Старой Руссе (Смердячая в "Братьях Карамазовых). На берегу этой речушки (фактически старицы Руссы) было множество кожевенных мастерских и скотобоен. Воняла, смердела она невообразимо

Кстати, производству этого масла для нужд Москвы и Питера мы и обязаны тому, что Старую Руссу Достоевский назвал Скотопригоньевском. Одним из отходов товарного производства сливочного масла в любом виде (нетопленое несоленое, соленое, топленое) является скот (быки и вышедшие из периода продуктивной лактации коровы). А скот не только мясо, но и шкуры. В Старой Руссе по берегу Малашки (Смердячей) стояло много кожевенных мастерских и боен. Скот из Смоленской и Тверской губерний зимой там активно били, а шкуры выделывали. Мясо же везли санным путем через Новгород в Питер.

Но вернемся к "чухонскому" маслу. В Москве, Твери, Смоленске, Пскове, Новгороде никакого особливого "чухонского" масла знать не знали, ведать не ведали. Масло было просто маслом. Было еще соленое. Было и топленое. Вот кабы под Москвой жили какие-нибудь самоеды, что выделывали бы нетопленое несоленое масло на стол москвичей, то такое масло вполне могло назваться в Москве "самоедским". Но под Москвой ни чухонцев, ни самоедов не жило, а потому многие московские хозяйки недоумевали, что это за чудное масло такое - "чухонское", хотя каждый день покупали его на рынке под видом обычного масла.

Я это к тому, что к источникам нужно подходить обдуманно. Понимать, что они тебе хотят сказать, а не придумывать мифы по неведомое для большей части России "чухонское" масло.

Несоленое нетопленое сливочное масло называлось "чухонским" только в Петербурге.
Tags: die kunstkammer, Просвещая наставляй
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments